МБДОУ «Детский сад «Росток» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников»

п.Ириклинский, Гайского городского округа 

 

Конспект подгрупповой логопедической НОД

(подготовительная группа)

 

Тема: «Волшебный сундучок Звуковичка»

 

Составитель: учитель-логопед Кейль Т.В

 

Октябрь, 2015

 

Образовательная область: Речевое развитие

Цель: закрепить правильное произношение звука «ш» в слогах, словах, чистоговорках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить у детей правильную артикуляцию звука «ш»;

- упражнять в деление слов на слоги;

- упражнять в определении позиции звука в слове;

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать мелкую моторику;

- развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- формировать положительную мотивацию на участие в образовательной деятельности;

- воспитывать стремление овладеть правильной речью;

- воспитывать эмоционально благоприятный микроклимат во время образовательной деятельности;

- воспитывать навыки самоконтроля.

Форма-проведения: игра-путешествие

Методы и приёмы:

Словесный ( вопросы, беседа, загадывание загадок, чтение стихотворения, речевая игра)

Наглядный (предметные картинки, макет яблони, сундучок, письмо)

Игровой ( игра-путешествие, пальчиковые игры)

Метод контроля и стимулирования деятельности (проблемная ситуация)

Проблемный метод (создание проблемной ситуации)

Оборудование и материал: зеркала, предметные картинки на автоматизацию звука «ш», яблонька, корзинки, звукозапись, предметы одежды (шапка, шарф, шорты)

Ход НОД:

Вводная часть. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Речевая игра «Здравствуйте!»

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

Пальчиковая игра «Приветствие!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

- Ребята, сегодня к нам на занятие приехали гости, поздоровайтесь с ними.

- Чтоб мы могли друг друга понимать

Мы правило речи должны все знать:

«Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!»

- Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошёл со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, на дереве сидела ворона. У неё в клюве был мешочек. И как только я подошла поближе, ворона громко каркнула и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла и посмотрела. Что же в нём? И вот что я увидела! (достаёт клубок). Смотрите клубок выпрыгивает из моих рук, он куда-то нас зовёт! (идут под музыку «В гостях у сказки»)

- Посмотрите, ребята, что это? Правильно, это посылка. На ней написано «От Звуковичка из страны Звукоград».

- Я предлагаю её распечатать и посмотреть, что внутри! (достаёт предметы, сундучок, письмо)

- Если мы назовём предметы, которые лежали в посылке, мы узнаем, как зовут Звуковичка. Давайте произнесём слова, выделяя первый звук в слове (шапка, шорты, шарф)

- Какой первый звук вы слышите в этих словах? Какой это звук? (согласный, твёрдый, глухой)

- Какое положение принимают губы, зубы и язык при его произнесении? (губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка находится за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду, выходящая воздушная струя - тёплая)

- Так значит как зовут Звуковичка, который прислал нам посылку?

- Правильно Звуковичок по имени Ш.

- Послушайте, что он написал в письме:

«Дорогие, ребята! Пишет вам Звуковичок из страны Звукоград. Я узнал, что вы любите путешествовать по Звукограду и учить звуки, и я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, забрать подарки будет нелегко. Сундучок закрыт на замки, к каждому замку есть ключ, найти ключи несложно, нужно угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки, найдёте ключи. Откройте все замки и сундучок откроется. Но есть ещё секрет. О нём вы узнаете позже. Желаю успехов! Звуковичок!»

Основная часть.

- Вот это да! Ну что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

- Слушайте, внимательно первую загадку и ищите ключ:

«Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь и в ответ

Он засмеётся тоже»

- Что это, ребята? Правильно, это зеркало. Будем искать ключ там, где у нас в группе есть зеркало.

- Ребята, посмотрите, ключ то у нас с заданием. Вот о каком секрете говорил Звуковичокв письме! Он приготовил для вас задания, найдём все ключи, выполним задание, сможем открыть сундучок.

Задание 1.

- Ребята, Звуковичок просит вас сделать гимнастику для язычка.

Комплекс упражнений «Улыбочка», «Хоботок», «Накажем непослушный язычок», «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок».

- Молодцы, первый ключ ваш! Слушаем следующую загадку:

«Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает!

Не рубашка, а сшита!»

- Правильно, это книга! Где будем искать ключ? (книжный уголок)

Задание 2.

- Ребята, скажите, о какой сказке идёт речь в загадке:

«У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят!»

- Правильно, это русская народная сказка «Гуси-лебеди». Открывается занавес. Какую роль в сказке сыграла яблоня? (помогла спасти Алёнушке её братца). Яблонька просит вас о помощи, на ней созрели яблочки их надо собрать в корзинки. Яблоки непростые, а волшебные! На каждом яблоке есть картинка, перед нами стоят три корзинки, какие цифры на них написаны? Нам надо сорвать яблоки и разложить их по корзинкам. Цифра на корзине соответствует количеству слогов в слове. Вот сейчас каждый из вас сорвёт яблочко, назовёт слово, посчитает количество слогов в слове и положит в корзинку с цифрой, которая соответствует количеству слогов в слове. Если в слове один слог, в корзинку с какой цифрой надо положить яблочко? Если два слога? Если три слога?

- Молодцы! Ключ ваш!

- Ребята, а кто и в какой сказке тоже искал ключ, как и вы? Только ключ был не простой, а золотой?

- Правильно, это Буратино, в сказке «Золотой ключик».

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

- Слушаем следующую загадку:

«Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

- Где будем искать ключ? (где в группе есть цветы)

Задание 3.

- Ребята, Звуковичок предлагает нам поиграть в игру «Назови ласково» ( подушка-подушечка, шапка-шапочка, шишка-шишечка, кошка-кошечка, мешок-мешочек, машина-машинка, лошадь-лошадка, ромашка-ромашечка).

- Молодцы, ребята! Слушаем следующую загадку:

«Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит ваш альбом»

- Где ищем ключ? (где в группе лежат карандаши)

Задание 4.

- Ребята, нам нужно чётко произнести чистоговорки, которые нам приготовил Звуковичок.

Ша-ша-ша – поймали мы ерша.

Ша-ша-ша – ведём за ручку малыша.

Шо-шо-шо – поём мы хорошо.

Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

Шу-шу-шу – в школу я спешу.

Шу-шу-шу – дают лекарство малышу.

Ше-ше-ше – кошка в шалаше.

Ше-ше-ше – утка в камыше.

Ши-ши-ши – у речки камыши.

Ши-ши-ши – в реке живут ерши.

- Молодцы, успешно справились с этим заданием! Слушаем загадку:

«Чтоб тебя я повёз.

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину

И тогда, поднявши пыль,

Побежит….

- Где ищем ключ? (там, где в группе есть машинки)

Задание 5.

- Ребята, в каких позициях может стоять звук в слове? Правильно, звук в слове может стоять в начале слова, в середине, в конце слова. Давайте пройдём за столы.

- Посмотрите, перед вами лежат карточки. На карточке есть картинки и схемы (позиция звука в слове). Вам надо определить позицию звука в слове и провести стрелку к схеме (от картинки к правильной схеме)

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовил для вас Звуковичок! Вы нашли все ключи, пришло время открыть замки и мы узнаем, что в сундучке.

- Ребята, Звуковичок прислал вам в подарок ручки как будущим первоклассникам, чтобы вы смогли писать буквы, тренировали пальчики.

- Давайте, скажем Звуковичку «Спасибо!»

Он нас услышит, если мы скажем громко.

Заключительная часть.

-  Ребята, скажите вам интересно было искать ключи, понравилось выполнять задания Звуковичка? Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? Какое задание было самым трудным?

- Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! За хорошую работу я дарю вам вот такие смайлики с хорошим настроением. Мне очень понравилось как вы работали на занятии! Спасибо всем большое!

Наш адрес: Оренбургская обл., Гайский городской округ, п. Ириклинский,

ул. Строителей,12

индекс 462647

Контактный телефон: 8(35362) 66-0-24 

Режим работы:

пн-пт 7:30-17:30

Адрес электронной почты

detsadrostok@yandex.ru

http://detsadrostok.jimdo.com